Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 января 1998 г. № 46
Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. № 676 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9268) <P30700676>
В целях обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, выполнения ею экономической, репродуктивной, воспитательной функций, укрепления нравственных основ семьи и повышения ее престижа в обществе постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь.
2. Совету Министров Республики Беларусь до 1 апреля 1998 г. разработать и утвердить перечень первоочередных мероприятий по реализации Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь.
3. Местным исполнительным и распорядительным органам до 1 июля 1998 г. разработать и утвердить региональные программы укрепления и развития семьи с учетом Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь.
4. Настоящий Указ ввести в действие со дня его подписания.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
| Указ Президента 21.01.1998 № 46 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной семейной политики Республики Беларусь
Общие положения
1. Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь разработаны, исходя из:
признания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
понимания важности роли семьи в жизни общества, в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и передаче культурных и нравственных ценностей, традиций нации, достижении общественной стабильности и прогресса;
необходимости учета коренных интересов семьи и принятия специальных мер по их социальной поддержке;
признания государственной и общественной потребности в определении стратегии и тактики, принципов, основных целей и первоочередных мер социальной политики в отношении семьи, проводимой законодательной и исполнительной властью.
Являясь составной частью социальной политики Республики Беларусь, согласуясь с положениями таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций, государственная семейная политика представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.
Объектами семейной политики являются сама семья, а также государственные и общественные институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие.
Основные цели государственной семейной политики
2. Основными целями государственной семейной политики являются:
обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Принципы государственной семейной политики
3. Государственная семейная политика базируется на принципах:
самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития;
сохранения достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшего совершенствования, осуществления дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи;
равенства каждой семьи и всех ее членов в праве на социальную поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства;
обеспечения выживания и защиты каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи);
равноправия между женщинами и мужчинами в достижении справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
планирования мер, принимаемых в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и культуре, с учетом ориентации на семью;
партнерства государства и семьи, разделения ответственности за семью, сотрудничества государственных органов с общественными объединениями, религиозными и благотворительными организациями по вопросам улучшения положения семьи;
сочетания общегосударственных и региональных мер по укреплению и развитию семьи с учетом специфики социально-экономического и демографического развития территорий.
Меры по разработке и реализации семейной политики, принимаемые государственными органами
4. К мерам по разработке и реализации семейной политики, принимаемым государственными органами, относятся:
4.1. создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи, включая:
усиление трудовой мотивации, расширение возможностей увеличения трудовых доходов семьи;
обеспечение гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите, путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;
разработку и реализацию программы усиления правовой защиты и экономической поддержки семейного предпринимательства и фермерства;
обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с их последующим трудоустройством;
предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг и т.д.;
кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретающих жилье, сохранение льготного обеспечения жильем молодых, многодетных семей, достигших совершеннолетия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление малоимущим семьям денежных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
повышение гарантий участия в материальном обеспечении ребенка и его воспитании обоих родителей при их раздельном проживании, совершенствование алиментных правоотношений и заключение международных договоров, предусматривающих выполнение гражданами Республики Беларусь и других государств обязанностей по содержанию детей после развода;
4.2. создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:
расширение прав отца и других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей;
обеспечение условий для реализации правовых норм Трудового кодекса Республики Беларусь в части использования удобных для семьи нестандартных режимов рабочего времени, предоставления кратковременных отпусков без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам;
обеспечение условий для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения родителей, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по уходу за ребенком;
развитие инфраструктуры быта, семейного отдыха и оздоровления;
развитие сети детских дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы (вечерние, прогулочные, выходного дня и т.д.), различного типа (ясли, детские сады, ясли-сады, центры развития ребенка, дошкольные микрорайонные центры) и назначения (общего развития, с углубленными направлениями в работе, по уходу и оздоровлению, компенсирующие и т.д.);
активное применение правовых и экономических мер против закрытия и перепрофилирования детских дошкольных и внешкольных учреждений;
предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;
развитие сети специальных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов, взрослых-инвалидов, престарелых и безнадежно больных, ухода за ними, в том числе для временного пребывания;
4.3. обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка, включая:
обеспечение охраны труда женщин, защиты их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
внедрение современных стандартов качества медицинской помощи для всех нуждающихся независимо от места проживания и экономических возможностей семьи;
сохранение бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, в том числе на основе развития обязательного медицинского страхования;
обеспечение доступа к медико-генетическому консультированию лиц, вступающих в брак, и воспитание у родителей ответственности за рождение здорового ребенка;
развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, предоставление семье возможности воспользоваться по ее желанию необходимой информацией, медицинской и социальной помощью по планированию семьи, распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения и полное удовлетворение потребности населения в средствах контрацепции;
формирование системного подхода к решению проблем детей-инвалидов и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество, совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов;
4.4. создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включая:
укрепление и формирование новых учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки в кризисных ситуациях нуждающихся в посторонней помощи семей и их отдельных членов;
создание сети консультативных центров помощи семье различных форм собственности по психолого-педагогическим, медицинским, правовым, сексуальным проблемам, в том числе при научных и практических медицинских учреждениях, учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни;
издание массовым тиражом книг и пособий, организацию передач на радио и телевидении, публикаций в периодической печати по проблемам семейного воспитания и семейных отношений;
4.5. совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, включая:
реализацию в полном объеме Национального плана действий по охране прав ребенка на 1995–2000 годы;
выполнение Государственной программы первоочередных мер по борьбе с преступностью, создание специализированных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений органов образования и здравоохранения, в том числе для несовершеннолетних правонарушителей с особенностями психофизического развития;
дальнейшее совершенствование мер воздействия, применяемых к родителям, не выполняющим своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей;
4.6. совершенствование организационных и финансовых механизмов проведения государственной семейной политики, включая:
разработку и реализацию региональных программ семейной политики;
учет требований государственной семейной политики при формировании республиканских и региональных программ социальной защиты населения, развития обязательного медицинского страхования;
контроль за соблюдением законодательства, регулирующего семейные отношения, и предоставлением гарантий семьям, воспитывающим детей;
закрепление положений государственной семейной политики в актах законодательства Республики Беларусь;
определение механизма финансирования государственной семейной политики за счет четкого распределения между республиканским, местными бюджетами и Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты расходов по обеспечению социальных гарантий (пенсий и пособий на детей, базовых затрат на медицинскую помощь, образование, культуру), активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств частных и благотворительных фондов;
создание в местных исполнительных и распорядительных органах специальных социальных служб по оказанию необходимой помощи малоимущим семьям и проведению семейной политики;
включение в коллективные и индивидуальные трудовые договоры (соглашения) вопросов содействия работникам с семейными обязанностями, недопущения дискриминации женщин (при увольнении, продвижении по службе, профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации);
совершенствование социальной и демографической статистики, статистики труда в целях обеспечения всесторонней информацией органов государственного управления и населения;
сотрудничество со средствами массовой информации, общественными и благотворительными организациями по проблемам семьи, женщин, детей, охраны материнства и детства;
пропаганду здорового образа жизни членов семьи, положительного опыта семейного воспитания, запрещение рекламы жестокости, насилия, порнографии, спиртных напитков и сигарет;
4.7. проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания.
Предполагаемые результаты проведения государственной семейной политики
Проведение государственной семейной политики позволит:
укрепить материальное положение, нравственное, физическое и духовное здоровье семьи, детей;
более полно реализовать репродуктивные функции семьи и улучшить на этой основе режим воспроизводства населения;
сократить в республике социальное сиротство, обеспечить преимущественное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях;
создать условия для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество;
уменьшить детскую безнадзорность и число правонарушений детей и подростков.
|